- Главная
- Информация для населения
- Экологическое просвещение
- Экологическое просвещение
Экологическое просвещение
Федеральный закон Об особо охраняемых природных территориях
Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ
Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-Ф
Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ
Федеральный закон О безопасности гидротехнических сооружений
Федеральный закон О животном мире
Федеральный закон О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера
Федеральный закон О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
Федеральный закон Об отходах производства и потребления
Федеральный закон Об охране атмосферного воздуха
Федеральный закон Об охране окружающей среды
11.09.2018 11:42 Экологическое просвещение
«Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле ее
эксплуататора, а как ее понимающий и несущий нравственную
ответственность за сохранение
и совершенствование в ней (а, следовательно, и в себе)
всего живого и прекрасного»
А.С. Арсеньев
Экологическое просвещение
Экологическое просвещение - это распространение экологических знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе.
Целью экологического образования и просвещения является формирование активной жизненной позиции граждан и экологической культуры в обществе, основанных на принципах устойчивого развития.
В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого гражданина «на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
В Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды провозглашается соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды (статья 3) и закреплено право граждан направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания и мерах по ее охране (статья 11).
В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» не могут быть отнесены к государственной тайне и засекречены сведения: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии.
Администрация Вязгинского сельского поселения, в соответствии со статьями 71,74 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и в целях формирования экологической культуры общества, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов:
- осуществляет информационное обеспечение экологического просвещения населения посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды, использовании природных ресурсов, в том числе путем информирования населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательства в области экологической безопасности.
В своей деятельности мы пытаемся помочь нашим пользователям в решении следующих вопросов:
- Как защитить свои экологические права?
- Что такое экологические права?
- Право на участие в принятии решений по охране окружающей среды.
- Право на доступ к экологической информации.
Можно выделить следующие тематические блоки экологической информации:
- социальная экология, рассматривающая взаимоотношения общества и природы;
- прикладная экология, рассматривающая вопросы природоохранной деятельности, рационального природопользования, экологической безопасности;
- экологическое право, рассматривающее законодательство по вопросам экологии и охраны окружающей среды (международное, федеральное и региональное).
Источниками экологической информации являются:
- документы, содержащие философско-теоретическое и научное осмысление концепции устойчивого развития, глобальных экологических проблем;
- научные и учебные материалы по экологии, социальной экологии, охране окружающей среды, рациональному природопользованию, экологической безопасности;
- научно-методические разработки по организации и осуществлению экологического образования и просвещения населения, по формированию экологической культуры;
- документы о состоянии окружающей среды и мерах по её охране;
- документы о различных экологических объектах);
- документы, отражающие традиционные знания о природе и природопользовании коренных малочисленных народов Российской Федерации;
- нормативно-правовые акты, полностью или частично посвященные вопросам экологии;
- документы о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, затрагивающим экологические права граждан;
- документы по контролю за соблюдением нормативов, стандартов, а также по лицензированию и сертификации товаров, работ и услуг;
- документы о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, также террористических актах, повлекших изменение нормального состояния окружающей среды;
- документы об экологических правонарушениях, преступлениях и мерах по их пресечению и расследованию;
- документы с прогнозами возникновения либо дальнейшего развития экологических ситуаций;
- кадастры природных ресурсов, экологически важных объектов и веществ, образующихся в результате производства или потребления;
- данные экологического мониторинга;
- материалы государственного статистического учёта и учёта природных ресурсов (экологического учёта);
- регистры и реестры веществ, объектов и сооружений, имеющих экологическую значимость;
- экологические стандарты для предприятий.
В связи с динамичным развитием общественных отношений и ростом спроса на информационные услуги в области экологии, охраны окружающей среды, рационального природопользования данный перечень остается открытым.
В настоящее время более 100 учреждений и организаций Российской Федерации выпускают книги, монографии, периодические издания по экологической тематике. По данным РКП (Российской книжной палаты), в стране ежегодно издается более 300 наименований книг и брошюр, посвященных вопросам экологии, экологического мониторинга и рационального природопользования, экологического образования.
В качестве самостоятельного сегмента информационного экологического пространства может быть рассмотрена совокупность сетевых ресурсов, представленных в Интернете, как на бесплатной, так и на платной основе.
На территории Российской Федерации сформировано и учтено более 1000 фактографических массивов данных по природным ресурсам и экологии. Процесс наращивания количества и объема подобных ресурсов идет весьма динамично. Помимо баз данных получают распространение и автоматизированные справочные системы, особенностью которых является узкая тематическая специализация.
В справочно-правовых системах информация по экологическому праву (международному, федеральному и частично по региональному) составляет неотъемлемую и довольно значительную часть.
Деятельность Администрации Вязгинского сельского поселения по экологическому просвещению
В условиях неблагоприятной экологической ситуации в стране и мире проблемы экологического просвещения населения в течение долгого времени неизменно находятся в центре внимания. В своей работе администрация поселения старается привлечь внимание местного сообщества к экологическим проблемам региона, обеспечить доступность экологической информации для населения, проводятся субботники, акции по санитарной очистке территории, посадке деревьев.
На сайте администрации и стендах на территории поселения размещается информация о введении карантинных периодах, введения пожароопасных и ЧС положениях.
Памятки и информационные материалы о пожарах в лесах, прибрежных полосах размещены в разделе ГО и ЧС.
Информация о проводимых мероприятиях размещается в разделе Новости.
В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда - объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.
Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.
Система экологического законодательства, руководствующаяся идеями основополагающих конституционных актов, включает две подсистемы:
- природоохранное
- природоресурсное законодательство.
В природоохранное законодательство входят Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.
В подсистему природоресурсного законодательства входят:
Земельный кодекс Российской Федерации,
Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»,
Лесной кодекс Российской Федерации,
Водный кодекс Российской Федерации,
Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», а также другие законодательные и нормативные акты субъектов Российской Федерации.
В Конституции Российской Федерации отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. Конституция Российской Федерации вводит в научный оборот определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.
Центральное место среди экологических норм Конституции Российской Федерации занимает часть 1 статьи 9, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В Конституции Российской Федерации есть две очень важные нормы, одна из которых (статья 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а другая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (часть 2 статьи 9).
Конституция Российской Федерации также оформляет организационно-правовые взаимоотношения Российской Федерации и ее субъектов. Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.
По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция Российской Федерации закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам. Положение Конституции Российской Федерации конкретизируется в источниках экологического права.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
В 16 главах указанного закона закрепляются следующие правовые положения:
-основы управления в области охраны окружающей среды;
-права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;
-экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;
-нормирование в области охраны окружающей среды;
-оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;
-требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности;
-зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;
-государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);
-контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);
-научные исследования в области охраны окружающей среды;
-основы формирования экологической культуры;
-международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
Охрана здоровья и обеспечение благополучия человека - конечная цель охраны окружающей природной среды. Поэтому в законодательных актах, направленных на охрану здоровья граждан, экологические требования занимают ведущее место. В этом смысле источником экологического права служит Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Он регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды - производственной, бытовой, природной.
Другим источником экологического права служат Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В нем есть норма, обеспечивающая экологические права граждан. Так, в ее статье 18 говориться, что: «Каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды…»
Круг экологических вопросов, по которым могут издаваться указы и распоряжения Президента Российской Федерации, практически не ограничен. В их числе следует назвать Указ Президента Российской Федерации от 04.02.1994 № 238 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».
На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, отвечая также за их исполнение. Постановление Правительства Российской Федерации также является нормативно-правовым актом. В соответствии со статьи 114 Конституции Российской Федерации, Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.
Согласно Конституции Российской Федерации субъекты Российской Федерации также вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. Нормотворческой деятельностью вправе заниматься представительные и исполнительные органы власти республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Севастополя.
Сфера компетенции субъектов Российской Федерации определяется отраслевыми законодательными актами: по землепользованию - Земельным кодексом Российской Федерации, по недрам - Законом Российской Федерации «О недрах», водопользованию - Водным кодексом Российской Федерации, по использованию животного мира - Федеральным законом «О животном мире», по окружающей природной среде - Федеральным законом «Об охране окружающей среды». В основе такого разделения правового регулирования лежит отношение к природным ресурсам. Порядок отнесения природных ресурсов к федеральным или иным регулируется Указом Президента Российской Федерации о федеральных ресурсах.
Экологическая ситуация в Вязгинского сельском поселении.
В целом экологическая ситуация в Вязгинском сельском поселении благоприятна. На территории поселения отсутствуют высокотоксичные производства, уровень загрязнения воды, почвы и воздуха не превышает предельно допустимых нормативов.
Основными источниками загрязнения окружающей среды в поселении являются автотранспорт и твёрдые бытовые отходы (далее - ТБО).
Ежегодное увеличение количества автотранспорта неизбежно приводит к увеличению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Несмотря на предпринимаемые меры, серьезную озабоченность вызывают несанкционированные свалки мусора и бытовых отходов, отдельные домовладения не ухожены. Для решения проблем по благоустройству населенных пунктов поселения необходимо использовать программно-целевой метод. Комплексное решение проблем будет способствовать повышению уровня комфортного проживания граждан.
Конкретная деятельность, связанная с планированием и организацией работ по вопросам улучшения благоустройства, санитарного состояния населенных пунктов поселения, создания комфортных условий проживания населения, должна осуществляться в соответствии с Программой.
В течение 2018 - 2020 годов Администрация планирует организовать и провести:
- экологические субботники
- смотры-конкурсы, направленные на благоустройство поселения, в том числе озеленение дворов, придомовой территории: «Лучший многоквартирный дом», «Лучший подъезд», с привлечением предприятий, организаций, учреждений, индивидуальных предпринимателей и жителей поселения;
Проведение конкурсов и субботников призвано повышать культуру поведения жителей, прививать бережное отношение к элементам благоустройства, привлекать жителей к участию в работах по благоустройству, санитарному и гигиеническому содержанию прилегающих территорий.
Уважаемые жители Вязгинского сельского поселения, чтобы жить долго, чтобы быть сильными и здоровыми, необходимо беречь и защищать природу. Давайте не забывать, что, изживая природу, мы изживаем себя.
|
|